❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️ Фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» (1994)
Сюрреалистический визуальный эксперимент, в котором смешаны живая картинка, анимация и кукольный театр
Историю Фауста, человека, который продал душу нечистому, представляет выдающийся чешский мультипликатор Ян Шванкмайер. Он превращает всем известный миф о Фаусте в сюрреалистическую смесь анимации и гиперреализма, в которой действуют живые актеры, глиняные куклы и гигантские марионетки. Герой Шванкмайера блуждает по узким улочкам Праги с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и «Фауста» Гете посередине комнаты. Он примеряет костюм Фауста и вживается в его образ. Начавшись как невинная забава, его путешествие превратилось в реальность, и герой очутился в лаборатории знаменитого алхимика…
«Урок Фауста» — философская притча о близком соседстве с нами сатанинского мира, сплошных потерь, которые прикидываются исключительными обретениями. Комбинируя игру живых актёров, марионеток и анимацию, автор размышляет о неизбежной погибели любви, искусства и души в мире механических зависимостей и тотальной управляемости человеком, как марионеткой, сверху от лица того, у кого нет лица, кого принято звать «цивилизаций».
Фауст Шванкмайера, обманувшись в своём предназначении и в мечте о Маргарите (она оказалась деревянной куклой), находит свой конец под колёсами авто, которым не правит никто. Воистину безликость сатаны — самая ужасающая из его возможных личин. И торжественный договор с ним излишен.
«Пей, танцуй и постарайся не портить воздух», — это незамысловатое жизненное кредо, звучащее в фильме, оказывается вполне достаточным основанием для вхождения в круг клиентуры Мефисто.
6 премий за «Лучший фильм» и «Лучший актёр» (Чешские львы, Международный фестиваль в Карловых Варах, награда Чешских критиков, фестиваль «Фантаспорто»)
В фильме использованы приемы из народного площадного кукольного театра. Также много сносок на средневековые пьесы о докторе Фаусте.
Миф о Фаусте перетекает в параллельные мифы: эпизод, где Фауст, попав в театральный подвал, разбивает стеклянную колбу с гомункулусом, вкладывает ему в рот записку и кукла оживает — это история явно из другой, хоть и генетически родственной мифологии.
В фильме использована музыка Иоганна Себастьяна Баха.
#статьи@pro_puppet